Открывая книгу, открываешь мир!

  • Пн-Сб: с 10:00 до 19:00
  • Перерыв с 13:00 до 14:00
  • Выходной: воскресенье

МБУК «ХАНГАЛАССКАЯ МЦБС»

Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Хангаласская межпоселенческая централизованная библиотечная система»
муниципального района «Хангаласский улус» РС (Якутия)

Из фондов Президентской библиотеки. Первый из Дома Романовых

410 лет назад, 21 июля (по старому стилю – 11 июля) 1613 года, произошло одно из важнейших событий в истории российского государства – венчание на царство Михаила Фёдоровича Романова, ознаменовавшее основание новой династии, правившей Россией в течение 304 лет.

Венчание на царство Михаила Фёдоровича проходило в Успенском соборе Московского Кремля в воскресный день, накануне 17-го дня рождения юного государя. Ранним утром толпы празднично одетых людей самых разных сословий стали заполнять улицы и площади Кремля, чтобы стать свидетелями торжественного события. Тех, кто был допущен в Успенский собор, окольничие просили стоять «с молчанием, кротостью и вниманием».

Собор был устлан коврами и бархатами, перед алтарем было устроено «великое место» – площадка, обитая красным сукном, куда вели 12 ступеней. С неё Михаил Фёдорович произнёс речь. В отличие от предшественников, Михаил Романов не просто объявлял о своей воле венчаться на царство. Он подробно обосновывал законность своего намерения: «Волею Божией Царь Феодор Иоаннович преставился и бесчаден оставил земное Царство. Избранные Цари Борис Феодорович скончался, а Василий отрекся от Царства…»  и подчеркивал, что его избрание «в Цари» – это решение жителей «всенародного множества городов всего великаго Российского Царства».

Митрополит Ефрем, совершавший обряд царского венчания, в своей ответной речи также обосновывал права новой династии на престол и благословлял на царство первого из династии Романовых: «Да процветёт нам от вашего царского, прекрасно цветущего корня прекрасная ветвь в надежду и в наследие всем великим государствам Российского Царства!».

Венчание Михаила Фёдоровича Романова началось с возложения на него митрополитом регалий: животворящего креста, барм, царского венца – шапки Мономаха; вручения скипетра и державы. Во время литургии на царя была возложена золотая цепь, а затем совершено миропомазание. После причащения царя осыпали «золотыми деньгами и серебряными».

В тот же день в Грановитой палате Московского Кремля состоялся пир, на котором по желанию царя приказано было всем «быть без мест», то есть приглашенные должны были садиться произвольно, а не в соответствии с иерархией, установившейся при царском дворе по традиции так называемого «местничества», когда преимущество места зависело от древности и знатности рода.

На другой день, 22 июля, праздновались царские именины. Молодому государю исполнялось 17 лет. Как пишет С. Рождественский в книге «Воцарение Михаила Феодоровича Романова и его венчание на царство» (1913) «ради своего дня Ангела Михаил Фёдорович пожаловал Кузьме Минину сан думного дворянина и подарил дом в Н.Новгороде и вотчину село Богородицкое» за то, что «он с боярами, воеводами и ратными людьми пришёл под Москву и Московское государство очистил». Не была забыта и семья Ивана Сусанина: мужу единственной дочери Сусанина «за службу и за кровь тестя его» была пожалована половина деревни с освобождением его и его потомства от всяких податей «на вечные времена». Днём раньше в боярское достоинство был возведен Дмитрий Пожарский. «Так милостями спасителям Отечества началось новое царствование, а с ним началось и правление новой династии Романовых!» – пишет Рождественский.

Некоторые историки считают, что венчание Михаила Фёдоровича на царство было более важным событием, чем его официальное избрание, которое произошло 3 марта (по старому стилю – 21 февраля) 1613 года. Помазанник Божий — это уже не просто избранный государь. Его нельзя оклеветать, оттеснить, переизбрать. Страна стала «не безгосударна», а обрела самодержца, законного царя. «„Сам Бог предъизбрал и помазал Михаила на царство“, – говорил народ. С воцарением Михаила Фёдоровича Романова окончилась и „великая смута“ в Русском государстве. Точка опоры для русских людей была найдена…. Да будет же бессмертная слава первому представителю царственного дома Романовых! Он принял на себя „великое дело“ царского правления в такие тяжелые для Русского государства минуты – бремя, выше меры возлагаемое», – писал Алексей Бельковский в книге «Избрание на царство первого царя из дома Романовых Михаила Фёдоровича (1913).

Бремя было действительно нелёгкое. Как рассказывается в историческом очерке Николая Королькова «События Смутного времени на Руси» (1912): «Беда следовала за бедой, одна другой злее. <…> Разрывалась на части, опустошалась Русская земля. Казалось, близок был конец Московскому государству, оставшемуся без государя». Надо было собирать воедино истерзанную страну, и первым шагом на этом пути стало изгнание в 1612 году поляков из Москвы народным ополчением под предводительством нижегородского купца Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского.

Второй по сложности задачей оказалось избрание нового русского царя. В январе 1613 года в Москве открылся Земский собор, который «заседал долго и неспокойно». Только 3 марта (21 февраля) «советом всей земли» «после тщательного обдумывания и размышления, после трёхдневного всеобщего поста и усерднейшего Богу молебствия: слишком великое дело свершалось! … царь был избран единогласно». Им должен был стать боярин Михаил Фёдорович Романов. Собор постановил отправить к нему и к матери его, инокине Марфе, которые тогда жили в Ипатьевском монастыре, «посольство для умоления вновь избранного царя принять престол. <…> Михаил, услышав „моление“, „отрицашеся со многими слезами и рыданием и гневом“; мать, плача, также отказывалась благословить сына. <…> Только через 6 часов инокиня Марфа „царское своё сердце на милость преложи“ и сказала, что „ради многих молений всего православнаго христианства она даёт сына своего, света очей своих, на царство“. Согласие матери понудило и Михаила дать своё согласие», – говорил профессор Евгений Трифильев в своей речи «Избрание Михаила Феодоровича Романова на царство» (1913).

«Страшно было шестнадцатилетнему юноше взять на свою совесть и ответ перед Богом опозоренную родную землю и измученный Русский народ», – так говорится о состоянии будущего правителя в издании 1871 года «Русские государи. Царь Михаил Феодорович», электронная копия которого хранится в фонде Президентской библиотеки. – «Отказаться от венца – значит оставить Царство Русское на погром и расхищение врагам; взять на себя заботы Царя – значит спасти родную Русь от беды, горя и напастей. И порешил боярин – взять на себя Царское звание». У русского государства появился царь, который не только успешно правил страной 32 года, но и положил начало новой династии.

«Венчанием Царя Михаила Фёдоровича Романова на Царство завершилось незабвенное историческое событие – воцарение на Руси Династии Романовых. Густая тьма, висевшая над Русской Землей после смерти последнего Царя из Дома Рюрика, исчезла: вновь появилось солнце. Разоренное долголетней смутой и почти прекратившее свое существование, Русское Государство ожило, как оживает весною природа после суровой зимы», – пишет Владимир Голубев в книге «Трехсотлетие великого воспоминания» (1913).

С этим и другими изданиями, рассказывающими о правлении и личности Михаила Фёдоровича, первого царя из династии Романовых, можно ознакомиться в коллекции Президентской библиотеки «Земский собор 1613 года. Воцарение новой династии».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *